|
06.06.08.
Рынок керамической плитки: обзор (май 2008 г.)
Отечественные производители керамической плитки продолжают наращивать мощности. Но вытеснять с рынка импортную продукцию они начнут только через год-два.
РЫНОК В ЦИФРАХ
Товар, реализуемый на рынке: керамическая плитка.
Объемы продаж: в 2006 г. — 48-50 млн кв.м на $410-420 млн; в 2007 г. — 57-59 млн кв.м на $530-550 млн (в розничных ценах).
Структура продаж в 2007 г.: 37% — отечественная продукция, 63% — импортная (в количественном выражении).
Объемы продаж
Производителям и поставщикам керамической плитки прошлый год принес только положительные эмоции. Повышенный спрос на продукцию заставлял их работать не покладая рук. По данным Госкомстата, в 2007 г., по сравнению с 2006 г., объем производства керамической плитки в Украине увеличился на 25,5%, на 26,2% вырос объем импорта. В целом, по оценкам экспертов, украинский рынок в 2007 г. потребил 56-58 млн кв.м плитки, что на 18-23% больше, чем в 2006 г. Официальную информацию подсчеты экспертов также подтверждают. По данным Госкомстата, было реализовано 58,22 млн кв.м керамической плитки, что на 22,8% больше, чем в 2006 г. Примечательно, что благодаря таким темпам прирост рынка более чем в 3 раза превысил прирост, наблюдавшийся в 2006 г. по сравнению с 2005 г. (всего +6,3%).
Столь существенную динамику темпов продаж керамической плитки Руслан Гуков, директор бизнес-направления ЗАО “Торговая компания “Барвинок”, объясняет просто: “Увеличились объемы кредитов предприятиям и населению, которые были направлены на строительство и реконструкцию жилых и коммерческих зданий”. По оценкам ООО “Голден Тайл” (г.Киев; реализация продукции ОАО “Харьковский плиточный завод”; с 2005 г.; 200 чел.), в 2007 г. на покупку керамической плитки украинцы потратили $540-550 млн.
Инвестиции прошлого
Несмотря на бурный рост рынка, по итогам 2007 г. отечественные производители так и не смогли потеснить импортеров. Не помогли упрочить позиции украинских предприятий и инвестиции, вложенные в строительство новых и реконструкцию старых производственных мощностей. По словам экспертов, в 2007 г. общие возможности предприятий по производству керамической плитки были увеличены более чем на 15 млн кв.м. ЗАО “Зевс Керамика” (г.Славянск, Донецкая обл.), ЗАО “Харьковский плиточный завод”, ЗАО “Интертайл”, ЗАО “Интеркерама” — вот, возможно, неполный список предприятий, где были введены в эксплуатацию новые и дополнительные мощности. В частности, Олег Ян, коммерческий директор ЗАО “Интертайл” (г.Коростень, Житомирская обл.; производство керамической плитки; с 2007 г.; 250 чел.), говорит: “В декабре 2007 г. на предприятии была открыта линия по производству керамической плитки мощностью примерно 1,4 млн кв.м в год. С начала года фирма изготовила примерно 300 тыс.кв.м продукции”. В 2007 г. также был открыт новый завод ЗАО “Интеркерама”. Валентин Гонтар, заместитель директора по продажам данного ЗАО, рассказал БИЗНЕСу, что “предприятие, производственные мощности которого составляют 4,7 млн кв.м продукции в год, было открыто в ноябре прошлого года, а с марта 2008 г. продукция реализуется в розницу”. На сегодняшний день завод выпустил примерно 1,5 млн кв.м керамической плитки.
Еще один пример активизации отечественных производителей — запуск двух линий с общей производственной мощностью более 7 млн кв.м в год ЗАО “Артем” (в феврале-марте 2008 г.).
Эксперты предполагают, что пос¬ле таких капиталовложений отечественные предприятия начнут отбирать долю рынка у импортеров уже в 2008 г. В частности, местные производители могут заставить зарубежных конкурентов перебираться из нижнего и среднего ценовых сегментов в дорогой (см. “О конкуренции” на стр.115).
В свою очередь, импортеры ничего страшного в усилении мощностей украинских производителей не видят. “Введение новых производственных мощностей пока не приведет к существенному перераспределению долей рынка”, — убежден Владимир Рева, коммерческий директор и совладелец ООО “ПТК “Агромат” (г.Киев; оптово-розничная торговля керамической плиткой, сантехникой, строительной химией, производство фризов, декора и тротуарной плитки; с 1993 г.; более 1,8 тыс.чел.), президент Ассоциации производителей, экспортеров и импортеров керамики (г.Киев; с 1999 г.; более 60 предприятий). По его словам, во-первых, спрос на зарубежную продукцию продолжает расти. Например, в 2007 г. объемы импорта выросли на 25-30%. Более того, после вступления Украины в ВТО снизились таможенные пошлины на ввоз керамической плитки. Неглазурованные и глазурованные керамические плитки теперь будут растаможиваться с уплатой 5%-ной ввозной пошлины (ранее за их ввоз приходилось платить 7% и 10% пошлины соответственно. — Ред.), что поспособствует увеличению поставок импортной продукции в страну. А во-вторых, мощности, которые были введены для выпуска керамической плитки среднего и дорогого ценовых сегментов, в Украине пока ориентированы на экспорт. “Но, как я уже говорил ранее, украинская продукция все равно начнет вытеснять зарубежную, только через год-два”, — прогнозирует эксперт.
Инвестиции будущего
Операторы рынка керамической плитки уверяют, что в 2008 г. инвестиции в отрасль продолжатся. Причем вкладывать в данное производство будут как отечественные, так и зарубежные компании. В частности, уже заканчивается строительство завода польской компании Cersanit по выпуску плитки в Новоград-Волынском (Житомирская обл.). По словам Михаила Мешкова, руководителя представительства компании Cersanit в Украине (г.Киев; продвижение ТМ Cersanit в Украине; с 2004 г.), “новый завод производственной мощностью 7 млн кв.м в год будет введен в эксплуатацию в течение ближайших двух недель”. На вопрос БИЗНЕСа об объемах инвестиций, вложенных в проект, г-н Мешков не счел нужным ответить. Впрочем, известно, что на строительство этого завода ЕБРР в свое время выделил Cersanit EUR80,8 млн.
Повышенный спрос на керамическую плитку не оставляет равнодушными представителей и других отраслей. Например, на данный рынок уже выходят предприятия, изготовляющие изделия из фарфора. Впрочем, как отмечают эксперты, этого и следовало ожидать. Ведь для производителей фарфора секретов в общении с песком и глиной, по большому счету, нет. Николай Панченко, руководитель направления “Керамическая плитка” ОАО “Барановский фарфоровый завод” (Житомирская обл.; производство фарфоровых изделий; около 1 тыс.чел.), сообщил БИЗНЕСу, что “предприятие уже построило 10 тыс. кв.м производственных помещений и в настоящее время ведет монтаж оборудования. Надеюсь, что в октябре 2008 г. у нас заработает новая технологическая линия мощностью 3 млн кв.м керамической плитки премиум-класса в год”. Правда, общие объемы инвестиций в организацию производства плитки специалист, сославшись на коммерческую тайну, предпочел не уточнять.
Помимо уже упомянутых, в ближайшие пять лет будут осуществлены еще несколько проектов (увеличивать собственные производственные мощности планируют “Зевс Керамика”, “Интертайл” и др.) в керамической отрасли. К примеру, Олег Ян уверяет, что в 2008 г. “Интертайл” запустит еще две аналогичные введенной в прошлом году линии, а к 2010 г. — еще три. Кроме того, на рынок керамической плитки намерена выйти финансово-промышленная группа “Альтком” (г.Донецк; добыча, изготовление и переработка строительного сырья и материалов, проектирование, промышленное и гражданское строительство, строительство автодорог; в состав входят 36 предприятий). По словам Михаила Ковалева, директора по связям данной ФПГ, предприятие по производству фасадной керамической плитки мощностью 0,73 млн кв.м, скорее всего, будет запущено в начале 2009 г. “Сегодня построен фундамент будущего завода, начата поставка оборудования. Таких предприятий нет в странах СНГ. Да и в Европе существуют всего два”, — не без гордости заявил г-н Ковалев.
Что касается объемов продаж, то и поставщики, и производители желали бы, чтобы прошлогодние темпы сохранились. Но, по прогнозам экспертов, в 2008 г. они немного снизятся (до 15-20%). По оценкам ООО “Голден Тайл”, в 2008 г. украинский рынок потребит примерно 69 млн кв.м, что превысит показатели 2007 г. всего на 19%.
О тенденциях
Руслан Гуков (38),
директор бизнес-направления ЗАО “Торговая компания “Барвинок” (г.Харьков; дистрибуция и оптовая торговля керамической плиткой; с 1996 г.; 114 чел.):
— В наиболее массовом ценовом сегменте керамической плитки (до $25 за 1 кв.м) рыночное равновесие смещается от рынка продавца (производителя) к рынку потребителя. Это обусловлено, во-первых, давлением возросшего объема внутреннего производства на каналы сбыта, что приводит либо к агрессивной конкуренции, снижению рентабельности продаж импортеров керамической плитки, либо к переходу импортеров на продукцию другого, более дорогого ценового сегмента. Во-вторых, интенсивным ростом сетевой строительной розницы формата DIY (“сделай сам”) за счет входа новых игроков и региональной экспансии уже действующих игроков. Доля продаж керамической плитки через сети DIY уверенно растет. В 2007 г., по сравнению с 2006 г., она увеличилась на 25 п.п. В-третьих, повсеместное расширение делового, жилищного и инфраструктурного строительства стимулирует рост спроса на плитку нишевого ассортимента (например, плитку для бассейнов, кислотостойкую плитку и т.д.).
О конкуренции
Валентин Гонтар (36),
заместитель директора по продажам ЗАО “Интеркерама” (г.Днепропетровск; производство керамической плитки; с 2007 г.; около 250 чел.):
— Ввод новых производственных мощностей по выпуску керамической плитки в Украине, во-первых, приведет к увеличению рыночной доли отечественных предприятий. Во-вторых, европейская продукция будет постепенно вытесняться из нижнего и среднего ценовых сегментов в дорогой. В нижнем же ценовом сегменте ужесточится конкуренция между украинскими, российскими, белорусскими и китайскими производителями. Правда, в ближайшие полтора-два года соотношение сил между ними существенных изменений не претерпит.
Газета "Бизнес" 22/02.06.08, Шавкат Бек
|